Алкоголизм и его профилактика

Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий:

1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму;

2. Усиление факторов, которые понижают восприимчивость к алкоголизму

 Факторы риска:

1. Проблемы с психическим или физическим здоровьем индивида.

2. Дети, рожденные и воспитанные родителями алкоголиками.

3. Общение с людьми, регулярно употребляющими алкоголь и отсутствие устойчивости к давлению сверстников.

4. Личностные качества (низкий интеллект, низкая самооценка, переменчивость настроения, неуверенность в себе, нежелание придерживаться социальных норм, ценностей, поведения и т.д.).

5. Раннее начало половой жизни.

6. Частые конфликты в семье, низкий уровень доходов в семье.

7. Плохая успеваемость в школе, нежелание учиться.

8.Проблемы при общении с родственниками, сверстниками.

Факторы защиты:

1. Благополучие в семье, сплоченность членов семьи, хорошее воспитание, отсутствие конфликтов в семье.

2. Высокий уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье, устойчивость к стрессам.

3. Хороший уровень достатка, обеспеченность жильем.

4.Регулярное медицинское наблюдение.

5. Низкий уровень криминализации в населенном пункте.

6.Высокая самооценка, способность эффективно решать возникшие проблемы, устойчивость к давлению, умение контролировать эмоции и свое поведение.

7.Соблюдение общественных норм.

 Технологии и методы профилактики алкоголизма

1. Формирование мотивации на здоровый образ жизни. Учеными установлено, что настрой человека на позитивное отношение и здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями употребления алкоголя.

2. Формирование мотивации на поддержку. Каждый человек должен иметь возможность поделиться своим несчастьем или наоборот счастьем с другими и получить значимую поддержку. Важно научить людей помогать другим и знать, что в случае необходимости к ним тоже придут на помощь. Люди, у которых есть поддерживающие (семья, друзья, коллеги) легче справляются со стрессами без употребления алкоголя и могут эффективно решать задачи.

3. Развитие защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения. Люди, имеющие поведенческие стратегии и развитые личностные, физические, психические ресурсы, более устойчивы к стрессам и у них меньше вероятность формирования алкогольной зависимости.

4. Предоставление знаний и навыков в области противодействия употреблению алкоголя у школьников, студентов, родителей, учителей и др. Достаточные знания о вредном воздействии алкоголя и способах отказа от его употребления ведут к формированию здорового образа жизни.

5. Настрой на здоровый образ жизни уже принимающих алкоголь людей. Для того чтобы настроить пьющего человека на здоровый образ жизни, необходимо сформировать у него активное желание, решимость и готовность вести здоровый образ жизни.

6. Поощрение человека делающего первые шаги бросить пить.